Файл Модель_РСОКО_(проект).docx 1. Общие положения 1. Настоящая Модель региональной системы оценки качества образования Свердловской области (далее – РСОКО) определяет цели, задачи, принципы функционирования РСОКО, ее структуру и функции. 2. Модель РСОКО разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: 1) Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271; 3) Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р; 4) Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642; 5) постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; 6) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 7) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 8) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; 9) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»; 10) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; 11) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; 12) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; 13) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2017 № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»; 14) постановлением Правительства Свердловской области от 30.08.2016 № 595-ПП «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы»; 15) постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 № 919-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года»; 16) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России), Правительства Свердловской области, приказами Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (далее – Министерство), методическими рекомендациями, инструкциями Минобрнауки России, настоящим приказом. 3. В Модели РСОКО используются следующие понятия: качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы[1]; качество образования на региональном уровне – комплексная характеристика региональной системы образования, выражающаяся в ее способности удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности государства и общества в достижении планируемых результатов основных общеобразовательных программ и являющаяся следствием отражения экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей региона; оценка качества образования на региональном уровне – оценка способности региональной системы образования удовлетворять установленным и прогнозируемым потребностям государства и общества в части эффективного и всестороннего развития человека вследствие освоения основных общеобразовательных программ; механизмы оценки качества образования на региональном уровне – совокупность принятых и осуществляемых в региональной системе образования оценочных процессов, в ходе которых осуществляются процедуры оценки образовательных достижений обучающихся, оценки качества и условий реализации основных общеобразовательных программ, а также деятельности системы образования региона в целом; процедуры оценки качества образования на региональном уровне – официально установленные и предусмотренные правилами способы и порядки осуществления оценочных процессов, обеспечивающие объективную оценку образовательных достижений обучающихся, качества и условий реализации основных общеобразовательных программ, а также деятельности системы образования региона в целом; мониторинг системы оценки качества образования на региональном уровне – комплексное аналитическое сопровождение оценочных процессов, определяющих количественные и качественные изменения в региональной системе оценки качества образования, результатом которого является установление степени соответствия ее элементов, структур, механизмов и процедур целям и задачам оценки. 4. Региональная система оценки качества образования Свердловской области как часть Единой системы оценки качества образования представляет собой совокупность компонентов, обеспечивающих на единой информационной основе и в соответствии с полномочиями Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, осуществляющего управление в сфере образования, оценку качества образования в части структуры, содержания, условий реализации, результатов освоения обучающимися основных общеобразовательных программ, а также формирование и представление по результатам оценки информации, необходимой для принятия управленческих решений. Региональная система оценки качества образования является основным механизмом реализации приоритетных направлений развития системы образования Свердловской области. 5. Результаты РСОКО как источник объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг и результатах образования, могут быть использованы: 1) территориальными органами федеральных органов государственной власти, осуществляющие государственный контроль; 2) исполнительными органами государственной власти Свердловской области; 3) учредителями образовательных организаций и образовательными организациями различных форм собственности; 4) учреждениями и организациями Свердловской области, осуществляющими образовательную деятельность, подведомственными Министерству; 5) органами государственно-общественного управления образованием; 6) обучающимися и их родителями (законными представителями); 7) научными и методическими организациями; 8) работодателями и их объединениями; 9) общественными организациями (объединениями); 10) средствами массовой информации; 11) иными гражданами и организациями, заинтересованными в оценке качества образования. 2. Цель, задачи и принципы РСОКО 6. Целью РСОКО является получение и распространение субъектами РСОКО достоверной объективной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы при принятии управленческих решений. Стратегическая цель РСОКО в соответствии с задачами мероприятия 5.1. «Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (далее – ФЦПРО) определена как развитие региональных механизмов оценки качества образования в Свердловской области. Модель РСОКО в Свердловской области направлена на: 1) развитие системы региональных исследований качества общего образования (включая федеральный сегмент), позволяющий оценивать качество образования на уровнях общего образования, включая сбор контекстных данных; 2) создание (пополнение) фонда оценочных средств для проведения процедур контроля и оценки общего образования на региональном уровне; 3) функционирование системы мониторинга оценки качества общего образования на региональном и муниципальном уровнях; 4) формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на региональном и муниципальном уровнях; 5) обеспечение единства и соотнесенности между собой (в соответствии с полномочиями) региональной, муниципальной и институциональных систем оценки качества общего образования (включая дошкольное, в том числе образование детей с ограниченными возможностями здоровья). 7. Основными задачами РСОКО являются: 1) определение перечня критериев оценки качества образования с учетом социально-экономических особенностей Свердловской области; 2) осуществление оценки качества образования и образовательных достижений обучающихся по уровням общего образования, включая независимую оценку, общественную и педагогическую экспертизу; 3) оценка результативности педагогической и управленческой деятельности в системе образования Свердловской области для повышения эффективности управления на основе системного (сравнительного) анализа; 4) формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной и независимой оценки качества образования; 5) информационное, методическое и технологическое сопровождение процедур оценки качества образования; 6) информирование населения Свердловской области о качестве образования; 7) развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования Свердловской области; 8) расширение участия общественных организаций и объединений, социальных институтов в независимой оценке качества образовательной деятельности образовательных организаций Свердловской области; 9) удовлетворение потребностей субъектов образования в объективной информации о состоянии и развитии системы образования Свердловской области. 8. Общими принципами РСОКО являются: 1) объективность, достоверность, полнота и системность информации; 2) открытость и информационная безопасность; 3) ориентация на требования внешних пользователей; 4) учет текущих и перспективных потребностей системы образования с учетом социально-экономических особенностей Свердловской области; 5) снижение субъективности оценки за счет использования автоматизированных информационных систем при определении качества освоения обучающимися образовательных программ; 6) инструментальность и технологичность показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); 7) информатизация процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности; 8) оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности); 9) переход к системе мониторинговых исследований; 10) организация аналитической деятельности по результатам оценки качества; 11) сопоставимость системы критериев (показателей) с международными аналогами процедур оценки качества образования; 12) соблюдения морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания. 3. Структура РСОКО 9. Модель РСОКО включает в себя следующие составляющие: 1) нормы соответствия федеральным и региональным требованиям к качеству общего образования; 2) субъекты РСОКО и их функции; 3) объекты РСОКО; 4) механизмы (модули) РСОКО (инвариантные и вариативные) на региональном и муниципальном уровнях; 5) процедуры оценивания: постоянные (непрерывные) и осуществляемые периодически, а также их виды; 6) формы и регламенты проведения оценочных процедур; 7) оценочные средства (инструментарий оценивания) для каждой процедуры); 8) система оценивания (критерии, характеризующие объект оценки; шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому из критериев; принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка); 9) примерный перечень управленческих действий (решений) обеспечивающих требуемый уровень качества общего образования. 10. Организационная структура модели РСОКО предусматривает три уровня: региональный, муниципальный и институциональный. Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, закрепленную в требованиях действующего законодательства, и вариативную составляющую, определяемую специальными потребностями субъектов РСОКО и особенностями оценочных процедур. 11. Субъектами РСОКО являются: 1) на региональном уровне: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (далее – Министерство) и его структурные подразделения; коллегия Министерства; Общественный совет при Министерстве; Координационный совет по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области; Общественный совет при Министерстве по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, расположенных на территории Свердловской области; государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» (далее – ГАОУ ДПО СО «ИРО»); государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодёжи» (далее – ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»); общественные организации (объединения) и профессиональные объединения; 2) на муниципальном уровне: органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования на территории муниципальных образований Свердловской области, (далее – МОУО); муниципальные методические объединения и службы, и/или информационно-методические центры муниципальных образований Свердловской области, расположенных на территории Свердловской области; муниципальные общественные советы по образованию; общественные организации (объединения) и профессиональные объединения; 3) на институциональном уровне: образовательные организации, расположенные на территории муниципальных образований Свердловской области, в том числе подведомственные Министерству общего и профессионального образования Свердловской области; коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации. 4. Функции субъектов РСОКО 12. Распределение функций между субъектами РСОКО: 1) Министерство: формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования в Свердловской области; осуществляет нормативное правовое регулирование РСОКО; осуществляет финансирование РСОКО; осуществляет контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Свердловской области (за исключением образовательных организаций, контроль и надзор контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования в которых отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере образования), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории; осуществляет контроль за качеством образования, в том числе качеством подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Свердловской области, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением полномочий федеральных органов государственной власти по осуществлению контроля качества образования; осуществляет лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Свердловской области (за исключением образовательных организаций, лицензирование образовательной деятельности которых отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере образования); осуществляет государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Свердловской области (за исключением образовательных организаций, государственная аккредитация образовательной деятельности которых отнесена к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере образования); осуществляет контроль за реализацией федеральных целевых программ, областных целевых и ведомственных программ, проектов и планов развития образования Свердловской области; осуществляет аттестацию педагогических работников образовательных организаций Свердловской области; обеспечивает повышение квалификации педагогических кадров образовательных организаций Свердловской области по вопросам управления и оценки качества образования; обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее – ГИА), в том числе в форме основного государственного экзамена (далее – ОГЭ), единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ); обеспечивает осуществление мониторинга в системе образования на территории Свердловской области; определяет задачи по аналитическому обеспечению РСОКО перед подведомственными учреждениями (организациями) и/или привлекает для этой работы экспертов; принимает управленческие решения для повышения качества образования на основе аналитических материалов; обеспечивает образовательные организации, органы государственно-общественного управления в сфере образования, общественные организации, средства массовой информации, граждан и организации, заинтересованные в оценке качества образования, предусмотренной законодательством информацией о состоянии качества образования в системе образования Свердловской области; публикует рейтинги образовательных организаций по результатам проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций Свердловской области, осуществляющих образовательную деятельности; стимулирует развитие независимой системы оценки качества образования; 2) ГАОУ ДПО СО «ИРО»: осуществляет разработку критериев РСОКО, формирует предложения по их корректировке; обеспечивает сопровождение процедур РСОКО: информационно-аналитическое, организационно-технологическое, техническое, научно-методическое, научно-организационное; обеспечивает организационное сопровождение международных, федеральных и региональных мониторинговых исследований и оценочных процедур; осуществляет подготовку контрольных измерительных материалов, аттестационных педагогических измерительных материалов и компетентностно-ориентированных заданий для процедур контроля качества образования, государственного контроля качества образования; осуществляет подготовку программных средств для проведения оценки качества образования; обеспечивает организационно-технологическое сопровождение ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме ОГЭ и ЕГЭ; обеспечивает организационно-технологическое сопровождение процедур лицензирования, государственной аккредитации, федерального государственного контроля качества образования в образовательных организациях Свердловской области; осуществляет формирование методик и проведение рейтингов образовательных систем, образовательных организаций (в случаях, предусмотренных распорядительными актами Министерства, федеральных органов власти Российской Федерации); обеспечивает сбор, хранение, обработку статистической информации о состоянии и динамике качества образования в Свердловской области; осуществляет подготовку информационно-аналитических материалов о состоянии качества образования в Свердловской области; обеспечивает ведение и совершенствование баз данных разработчиков тестовых заданий, экспертов ЕГЭ и ГИА, иных оценочных процедур, результатов ЕГЭ и ГИА, иных оценочных процедур, в том числе международных сравнительных исследований качества образования, результатов аттестации педагогических работников образовательных организаций, результатов самообследований и внешних оценок качества образования; осуществляет анализ данных и подготовку рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций; осуществляют организацию и/или проведение дополнительных мониторинговых исследований (по запросу Министерства); осуществляет сбор и обработку информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, являющихся участниками независимой оценки качества образования, общественной и общественно-профессиональной экспертизы, представление информации по запросу Министерства; 3) ГАУДО СО «Дворец молодёжи»: осуществляет разработку критериев РСОКО и формирует предложения по их корректировке; обеспечивает сопровождение процедур РСОКО: информационно-аналитическое, организационно-технологическое, техническое, научно-методическое, научно-организационное; осуществляет организационное сопровождение проведения Всероссийской олимпиады школьников (далее – ВОШ); обеспечивает сбор, хранение, обработку статистической информации о состоянии и динамике качества образования в Свердловской области; осуществляет подготовку информационно-аналитических материалов о состоянии качества образования в Свердловской области в части результатов ВОШ; осуществляет анализ данных и подготовку рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций; осуществляет организацию и/или проведение дополнительных мониторинговых исследований (по запросу Министерства); 4) МОУО: обеспечивают разработку и функционирование муниципальной модели системы оценки качества образования (далее – МСОКО); оказывают содействие в проведении международных, федеральных, региональных мониторинговых, контрольно-оценочных процедур социологических исследований по вопросам качества образования; обеспечивают проведение ГИА, ЕГЭ на территории муниципальных образований Свердловской области; обеспечивают проведение контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных организациях; обеспечивают участие обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников, общественных наблюдателей в процедурах оценки качества образования; осуществляют сбор статистической информации о состоянии муниципальной системы образования; обеспечивают сбор, обработку и передачу информации о муниципальной системе образования на региональный уровень; осуществляют в рамках своих полномочий проведение процедур независимой оценки качества образования, оказывают содействие их развитию; осуществляют анализ состояния муниципальной системы образования с учетом результатов независимой оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию; осуществляют внутреннюю оценку качества образования, мониторинг результатов и перспектив развития муниципальных образовательных организаций; обеспечивают информационную открытость проведения процедур РСОКО, МСОКО в соответствии с действующим законодательством; осуществляют подготовку предложений в адрес Министерства, ГАОУ ДПО СО «ИРО» по вопросам развития РСОКО; принимают участие в обсуждении системы критериев и показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области, и муниципальных систем образования Свердловской области и системы образования Свердловской области; 5) муниципальные методические объединения, службы и/или информационно-методические центры муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, осуществляют информационно-методическое сопровождение РСОКО на основе анализа результатов независимой оценки качества образования; 6) образовательные организации: обеспечивают функционирование системы внутренней оценки качества образования; осуществляют ведение, сбор и представление сведений в действующие в Свердловской области базы данных; обеспечивают информационную открытость проведения процедур оценки качества образования; обеспечивают регулярное проведение самообследования; обеспечивают проведение процедур независимой оценки качества образования; осуществляют анализ состояния системы образования образовательной организации с использованием результатов независимой оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию; 7) общественные организации (объединения) осуществляют следующие функции: принимают участие в формировании информационных запросов пользователей РСОКО; осуществляют одготовку предложений в адрес Министерства, ГАОУ ДПО СО «ИРО» и МОУО по вопросам развития РСОКО; принимают участие в обсуждении системы критериев, характеризующих состояние и динамику развития организации, осуществляющей образовательную деятельность, муниципальных систем образования Свердловской области и системы образования Свердловской области; принимают участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, аттестации педагогических работников образовательных организаций, проведении государственной итоговой аттестации обучающихся и иным исследованиям в области оценки качества образования; участвуют в наблюдении за процедурами оценки качества образования; 8) Общественный совет при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, Координационный совет по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области; Общественный совет при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, расположенных на территории Свердловской области, осуществляют следующие функции: принимают участие в разработке, изменении модели РСОКО; рассматривают предложения по разработке и изменению критериев РСОКО; рассматривают предложения и рекомендации по направлениям мониторинговых исследований; осуществляют взаимодействие с общественными организациями в рамках РСОКО; обеспечивают привлечение экспертов к реализации мероприятий и процедур РСОКО; вносят предложения по развитию системы образования Свердловской области на основе результатов независимых процедур оценки качества образования; 9) муниципальные общественные советы по образованию при МОУО могут осуществлять следующие функции: обеспечивают подготовку предложений по разработке и изменению критериев СОКО; обеспечивают подготовку предложений и рекомендаций по направлениям мониторинговых исследований; осуществляют взаимодействие с общественными организациями в рамках РСОКО; вносят предложения по развитию территориальной системы образования на основе результатов независимых процедур оценки качества образования. 5. Объекты РСОКО. Механизмы и процедуры оценивания 13. Объектами РСОКО являются: 1) основные образовательные программы: дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования; 2) условия реализации основных образовательных программ: дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования; 3) результаты освоения обучающимися основных образовательных программ: дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования. 14. Реализация модели РСОКО обеспечена комплексом механизмов (модулей) оценки качества образования в Свердловской области: 1) оценка качества основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования; 2) оценка качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования (в том числе оценка результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций); 3) оценка качества результатов освоения обучающимися основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования (в том числе оценка образовательных результатов и индивидуальных достижений обучающихся); 4) оценка качества деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных); 5) оценка качества образовательной системы Свердловской области по уровням образования. 15. Механизмы (модули) оценки качества общего и профессионального образования осуществляются с использованием двух типов процедур: постоянных (непрерывных) и осуществляемых периодически. 16. К процедурам оценки качества общего и профессионального образования, носящим постоянный (непрерывный) характер, относятся мониторинговые процедуры[2], являющиеся источником информации об уровне обеспечения качества образования в Свердловской области. Система мониторинговых процедур соотносится с перечнем обязательной информации о развитии дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». С учетом объектов РСОКО к такой информации относятся сведения о: 1) содержании образовательной деятельности и организации образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования; 2) кадровом обеспечении образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных) в части реализации основных общеобразовательных программ, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников; 3) материально-техническом и информационном обеспечении образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных) в части реализации основных образовательных программ (дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования); 4) условиях получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; 5) результатах аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, в том числе результатах ОГЭ, ЕГЭ; 6) учебных и внеучебных достижениях обучающихся лиц и профессиональных достижениях выпускников организаций, реализующих программы среднего профессионального образования; 7) мерах по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса в образовательных организациях (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных). Мониторинг осуществляется на основе: 1) данных федерального статистического наблюдения; 2) обследований, в том числе социологических, деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 3) информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 4) информации, опубликованной в средствах массовой информации; 5) информации, поступающей в Министерство, МОУО от организаций и граждан. Мониторинг осуществляется не реже одного раза в год в соответствии с порядком, сроками проведения процедур, показателями, определенными Министерством, МОУО. Система постоянных (непрерывных) мониторинговых процедур на региональном уровне включает в себя следующие мониторинги: 1) мониторинг выполнения основных мероприятий и достижения показателей, определенных областными целевыми программами, планами, развития образования Свердловской области; 2) мониторинг введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 3) мониторинг сайтов образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 4) мониторинг количества руководящих и педагогических работников дошкольных, общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Свердловской области, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам; 5) мониторинг реализации стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы. 17. К процедурам оценки качества общего и профессионального образования, осуществляемым периодически, относятся: 1) государственный контроль (надзор); 2) государственная аккредитация образовательной деятельности; 3) лицензирование образовательной деятельности; 4) аттестация педагогических кадров; 5) государственная итоговая аттестация обучающихся; 6) исследования качества образования в части оценки индивидуальных достижений обучающихся международного, федерального, регионального уровней; 7) независимая оценка качества образования, в том числе независимая оценка качества подготовки обучающихся и независимая оценка качества образовательной деятельности образовательных организаций; 8) общественная аккредитация (признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующей критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций). 18. Исследования качества образования в части оценки индивидуальных достижений обучающихся включают в себя: 1) международные сравнительные исследования качества образования (внешняя оценка): международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (период – 4 года), международная программа по оценке учебных достижений PISA (период – 5 лет), международное исследование граждановедческого образования ICCS (период – 6 лет), международное исследование по информационным технологиям в обучении ICILS (период – 4 года), международное исследование PIRLS «Изучение качества чтения и понимания текста» (период – 4 года); 2) исследования качества образования на федеральном уровне (оценка отдельных компонентов системы образования Российской Федерации): всероссийские проверочные работы (ВПР), ВПР – самостоятельный механизм внешнего оценивания, направленный на оценивание качества планируемых предметных результатов обучающихся на всех уровнях общего образования. Программа ВПР предусматривает проведение ежегодных исследований качества образования по основным учебным предметам, начиная с уровня начального общего образования в 2016 году с постепенным вовлечением всех обучающихся основного и среднего общего образования к 2020 году. Субъектами ВПР являются все обучающиеся образовательных организаций. Основная цель ВПР состоит в получении достоверной информации о результатах выполнения заданий диагностических работ по проверяемым элементам содержания и проверяемым умениям на основе единообразия инструментария, времени проведения и критериев оценивания работ. национальное исследование качества образования (НИКО) – регулярные (не реже 2 раз в год) исследования качества образования по отдельным учебным предметам по уровням общего образования. Субъекты НИКО – общеобразовательные организации – определяются по совокупности участников исследования, а также по группам субъектов Российской Федерации (кластерам), выделенным в процессе формирования выборки образовательных организаций для участия в исследовании (как правило, не более 5-10% всех общеобразовательных организаций региона). Процедуры НИКО направлены на оценивание различных объектов оценивания: содержание основных образовательных программ, факторы, влияющие на условия их реализации, оценивание планируемых результатов обучающихся. В рамках НИКО проводятся диагностические работы по отдельным учебным предметам или группам учебных предметов, осуществляется сбор контекстных данных, характеризующих процесс обучения, а также проводится анкетирование участников исследования. 3) исследования качества образования на региональном уровне: государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме ОГЭ, ЕГЭ, государственного выпускного экзамена, диагностические контрольные работы обучающихся 9-х и 11-х классов, репетиционное тестирование выпускников 9-х и 11х классов в рамках подготовки к ГИА, ЕГЭ, исследования по оценке сформированности читательской грамотности 6-х, 7-х, 8-х классов. 19. Процедуры оценки качества образования, мониторинговые исследования осуществляются в соответствии с графиком проведения мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ на территории Свердловской области на текущий учебный год, утверждаемым приказом Министерства. Перечень критериев качества образования в Свердловской области, их количественные характеристики определяются Министерством. 6. Оценка результатов РСОКО 20. Оценка результатов РСОКО предполагает формирование системы управленческих решений на региональном, муниципальном и институциональном уровнях. 21. Реализация модели РСОКО на институциональном уровне позволит обеспечить образовательные организаций востребованной объективной информацией, позволяющей субъектам образовательных отношений анализировать данные, полученные в результате проведенных оценочных процедур и принимать эффективные управленческие решения в части: построения, совершенствования и реализации внутренних систем оценки качества образования в соответствии с подходами, механизмами, содержанием и процедурами региональной модели с учетом специфики реализации образовательных программ в конкретной территории и образовательной организации; оценки качества и эффективности деятельности педагогических работников и формирования по результатам оптимальных траекторий их профессионального воздействия на обучающихся, обеспечивающие достижение качества образования; а также выстраивания оптимальных траекторий профессионального развития педагогов, обеспечивающих выполнение требований к кадровым условиям реализации образовательных программ; оценки качества реализуемых образовательных программ и принятия решений по их обновлению, доработке и корректировке; оценки инфраструктуры образовательных организаций с точки зрения соответствия требований к условиям реализации образовательных программ и построения по результатам дорожных карт совершенствования таких условий, а также целенаправленного формирования содержания программ развития образовательных организаций и согласования их с учредителями; информирования родительской общественности о качестве образования по результатам проведенного комплекса оценочных процедур, развития совместной детско-взрослой проектной деятельности по совершенствованию условий, способствующих достижению целей образования. 22. Реализация модели РСОКО на муниципальном уровне позволит: формировать целевые муниципальные программы и осуществлять эффективное распределение ресурсов муниципальной образовательной системы для обеспечения управления качеством общего образования (в пределах полномочий); совершенствовать муниципальные системы оценки качества общего образования, применять аналоговые модели управления качеством общего образования; оценивать качество выполнения образовательными организациями муниципального задания по предоставлению образовательной услуги по реализации образовательных программ общего образования; соотносить результаты оценки качества общего образования с показателями и критериями эффективности деятельности руководителей образовательных организаций; рационально распределять дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы между образовательными организациями; планировать мероприятия научно-методического сопровождения обеспечения качества общего образования, формировать заказ на повышение квалификации педагогических и руководящих работников; информировать граждан о качестве образования, предоставляемого муниципальной сетью образовательных организаций; получать объективную информацию для проведения аттестации руководящих работников муниципальных образовательных организаций. 23. Результаты реализации модели РСОКО на региональном уровне могут учитываться при: проведении аттестации педагогических работников системы образования Свердловской области; аккредитации образовательной деятельности организаций Свердловской области; планировании региональных исследований индивидуальных достижений обучающихся и региональных мониторингов; определении приоритетных направлений повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования Свердловской области; определении объемов государственных заданий на повышение квалификации педагогических работников; планировании и осуществлении оценки эффективности реализации региональных программ развития образования; информировании граждан о качестве образования в Свердловской области; формировании (совершенствовании) региональной нормативной базы, определяющей функционирование и развитие РСОКО; оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории Свердловской области. 24. Информация, полученная в результате экспертиз и измерений, подлежит анализу и интерпретации для принятия управленческих решений. Информация общего доступа размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: на официальном сайте Министерства http://minobraz.egov66.ru/, на портале «Образование Урала» http://www.uraledu.ru/, на официальном сайте ГАОУ ДПО СО «ИРО» http://www.irro.ru/, на сайте информационной поддержки оценки качества образования в Свердловской области http://ww.ege.midural.ru. 25. Информирование заинтересованных сторон о качестве образования в Свердловской области осуществляется через Публичный доклад Министерства о состоянии и перспективах развития образовательной системы Свердловской области, иные общественно-профессиональные мероприятия, проводимые Министерством и ГАОУ ДПО СО «ИРО», МОУО, образовательными организациями. 7. Финансовое обеспечение РСОКО 24. Финансовое обеспечение РСОКО осуществляется в рамках финансирования деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области и образовательных организаций за счет средств бюджета Свердловской области. [1] Пункт 29 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [2] В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» мониторинг осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании. Голосование Like 0 Dislike 0 Теги Практики управления школой через систему оценки качества образования Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии