• Позвонить
  • +7(343)369-29-86
В статье рассматривается опыт учителя по взаимодействию с проектом «Уральская промышленная карта» как способом формирования и оценивания универсальных учебных действий.

Фролова Н.Л.,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 102

Екатеринбург

 

Школьные экскурсии как инструмент реализации

системно - деятельностного подхода

 

Аннотация:

В статье рассматривается опыт учителя по взаимодействию с проектом «Уральская промышленная карта» как способом формирования и оценивания универсальных учебных действий.  

 

Ключевые слова: образовательная экскурсия, Единая промышленная карта, качество образования.

 

Проблема обеспечения, оценки и управления качеством образования всегда была важной для учителя. Однако введение Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) требует новых подходов к оценке качества образования. В связи с этим можно выделить два ключевых вопроса: что понимать под качеством образования в условиях введения ФГОС; что предполагает оценка качества образования?

Под качеством образования мы понимаем образовательные результаты и условия, в которых они достигаются. В этом смысле ключевой результат образования - успешная социализации учащихся, обеспечиваемая новыми образовательными технологиями, реализуемыми в принципиально иных условиях в соответствии с основной образовательной программой школы. При этом нет никакого противопоставления со знаниями, умениями и навыками. Просто знания, умения и навыки перестают быть самоцелью образования, а переходят в разряд инструментов обеспечения социализации учащихся, освоение ими ключевых компетентностей - универсальных учебных действий.

Что предполагает оценка качества образования? Оценка – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых показателей, образовательных ресурсов и условий заданным основными эталонами. Что меняется в оценке качества образования с введением ФГОС? Модель оценки качества образования в соответствии с новыми стандартами предполагает оценку предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся [1].

Опыт формирования и оценивания метапредметных и личностных результатов обучающихся начальной школы и является основной темой данной статьи, актуальной для многих педагогов. Важным элементом моей оценочной деятельности является проектная деятельность обучающихся в ходе образовательных экскурсий.

Экскурсия (от лат. excursio - поездка, прогулка) - форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр. Экскурсия способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. д. [4].

Традиционно методисты различают экскурсии учебные, производственные и краеведческие. Учебная экскурсия, как правило, связана с изучением какого-либо учебного предмета (истории, географии, зоологии) и может предварять изучение темы или завершать её. Предусмотрена организация комплексных учебных экскурсий, направленных на решение задач разных учебных предметов. Например, комплексная экскурсия на промышленное предприятие может дать учащимся сведения по истории его создания и развития, о характере производства, технологии и т. д. Комплексная экскурсия - важное средство осуществления межпредметных связей.

Именно комплексные экскурсии получили в настоящее время название образовательных и являются одним из основных способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона. Участие обучающихся в образовательных экскурсиях позволяет говорить еще об одном важном направлении - образовательном туризме.

 

На протяжении нескольких лет я сотрудничаю с Уральской Инженерной школой и принимаю активное участие в проекте «Единая промышленная карта» (далее - ЕПК). ЕПК организует цикл образовательных экскурсий на промышленные предприятия Свердловской области для детей с 1 по 11 класс, формируя тем самым у школьников целостное представление о возможностях и ресурсах региона, интерес к работе на производстве и в реальном секторе экономики, обеспечивая тем самым раннюю профессиональную ориентацию, то есть позволяет школьнику как можно раньше определиться со своей будущей профессией.

Системный методический подход к экскурсиям на промышленные предприятия, реализованный в рамках проекта ЕПК позволяет школе решить следующие задачи:

- эффективная профессиональная ориентация школьников;

- формирование целостного познания о промышленности региона и географии Свердловской области;

- формирование интереса школьников к производству и повышение мотивации к обучению;

- патриотическое воспитание школьников на материалах родного края;

- научная пропаганда.

 

С 2017 года в области данный проект расширился за счет программы «Урок ЕПК», которая сочетает интерактивные уроки в классе и экскурсии на производства. Программа «Урок ЕПК» позволяет учащимся комплексно знакомиться с промышленностью региона, образовательным организациям эффективно реализовать программы ранней профессиональной ориентации и патриотического воспитания на материалах настоящего времени, а родителям обеспечить условия осознанного выбора профессии для своего ребенка.

Цели программы заключаются в повышении мотивации учащихся к внеурочной деятельности и в повышении качества образования путём реализации программ образовательного туризма.

Выездные уроки являются инструментом повышения качества образования и массовости реализации программ образовательного туризма в школах Екатеринбурга и Свердловской области. В рамках образовательных экскурсий обучающиеся могут самостоятельно, либо с поддержкой учителя изучить ту или иную проблему в заданных условиях – в рамках природной или искусственной среды.

В программу «Уроки ЕПК» включены важные методические аспекты: идеи занятий, ценности, общие принципы.

Идея занятия – мысль, которая лежит в основе организации внеурочного занятия. Идея тесно сопряжена с ценностями, которые проецирует как отдельный педагог и образовательное учреждение, так и система образования и общество в целом.

Ценности – установки, которые представляются наиболее значимыми для индивида, группы или общества в целом. Внутри среды также существуют собственные ценности. Согласно Концепции духовно-нравственного развития [2], базовыми ценностями являются:

¾   патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

¾   социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

¾   гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

¾   семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

¾   труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

¾   наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

¾   традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

¾   искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

¾   природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

¾   человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

 

Общие принципы, изложенные в программе «Уроки ЕПК», таковы:

1.                Сохранение идеи, но не навязывание ее. В основе каждого выездного занятия лежит определенная идея, учителем. Однако, как показывает практика, любой ребенок способен не только «раскусить», прочувствовать заложенную идею, но и осмыслить занятие по-своему, не так, как было запланировано. В этом нет беды: тематика занятия сохранит в сознании обучающихся поле возможных идей, а вынесение личного, прочувствованного опыта ценнее чужого. Идея – ваш ориентир, но не цель для ребенка.

2.                Соблюдение исследовательской структуры (подумали-предложили – проверили – обсудили – подумали - предложили снова). Соблюдение исследовательской структуры застрахует вас от возможного распада занятия (из-за чьей-то слабой дисциплины, погодных условий, обстоятельств и другого), сохранит ваш план и время группы обучающихся, а главное, создаст условия для обсуждения результатов. Добивайтесь от детей четкой фиксации их исследования в дневнике или маршрутном листе.

3.                Следование потребностям и возможностям возраста. Многие педагоги сегодня осознают, что с учениками младших классов практически бесполезно говорить о гипотезе и возможных точках зрения, а старшие классы с трудом вовлекаются в довольно инфантильные театрализованные интерактивные программы (хотя и они ужасно относятся к таким словам, как «гипотеза»). Никто не знает ваших учеников лучше вас – определяйте им форму сами, но помните, что для каждого возраста есть лучшие варианты, которые позволят вам получить необходимый результат, а детям – получить удовольствие и пользу от занятия.

4.                Жесткие, неварьируемые ценности. Установленные в начале занятия правила основываются на определенных ценностях: например, техника безопасности основана на ценности здоровья и жизни всего коллектива, а также отдельных его членов. Если в ходе занятия ребенок нарушает дисциплину, взывайте его к сохранению той ценности, которая пострадала – не наказывайте и не ругайте из позиции «нужно было сделать так и только так, а ты сделал по-своему!» (тем более публично). Чем больше взрослых участвует в вашем занятии, тем лучше – так проекция ценностей, которые вами заложены, будет иметь большую поддержку и, соответственно, больший вес среди учеников (что особенно актуально для возраста 10-14 лет). Не стесняйтесь привлекать родителей, задействуйте сотрудников ваших социальных партнеров, особенно если они с радостью помогают – так вы получите поддержку и не устанете сильнее, чем нужно.

5.                Поддержание условий и норм среды. Каждое занятие предполагает моделирование новой среды – игровой, производственной, научной. Избегайте сохранять исключительно учебную среду во внеурочной деятельности: так будет скучно и детям, и вам. Используйте среду ваших партнеров, либо моделируйте ее самостоятельно (и привлекая помощников), например, в ролевых играх и играх погружения. Внутри среды существуют свои нормы, их необходимо соблюдать. Поощряйте и наказывайте ваших учеников исходя из норм новой среды, а не исключительно учебной деятельности – так вы сохраните необходимые условия для получения результата и сохраните свои нервы.

6.                Слушание прежде говорения. Слушать детей бывает трудно и даже невыносимо – но очень нужно: раскрытие личности и ее рост невозможны без самовыражения, в том числе и вербального. Учителю необходимо ограничить собственные монологи тремя ситуациями: инструктаж и вводная (установка правил и подготовка к среде), организационные моменты в основной и рефлексирующей частях, а также слова ободрения и шутки по ходу дела.

7.                Стремление к научению самооценке. На время занятий учителю надо отказаться от жесткой, безапелляционной оценки и анализирования поступков и слов ваших учеников, учеников необходимо подбадривать эмоционально. Самооценку отставьте на момент рефлексии, когда каждый сам выскажет, что думает (и даже здесь научитесь не продолжать мысль за ребенка, а задавать ему открытые, «толстые» вопросы).

8.                Личное принятие «правил игры» учителем

 

Образовательные маршруты по родному краю помогли в воспитании уважения к историческому наследию народов России, в формировании умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, развития социального кругозора. Во время экскурсий учащиеся получили возможность познакомиться с различными профессиями, что значительно расширило их представление о будущем выборе своей профессиональной судьбы.

Результатами этого проекта стали публикации видеоотчетов на сайте школы, подготовка фотоотчетов и выездных уроках [3], презентации, индивидуальные и групповые проекты с применением различных техник (оригами, солёное тесто, пластилин, объёмные проекции), мастер-классы.

Таким образом, участие в проекте позволило сформировать у обучающихся универсальные учебные действия, связанные с информационной деятельностью (поиск и обработка информации, проверка достоверности информации, работа с текстами разных видов: сплошные и несплошные). Вовлекая учащихся в этот проект, достаточно легко можно оценить личностные достижения через высказывания, создание и запись выступлений, дискуссий с аудио - и видео сопровождением, проектирования и конструирования объектов, размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения. Оценка метапредметных результатов будет происходить через проведения экспериментов, вещественных и виртуально-наглядных моделей, наблюдений, определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных, создания материальных объектов.

 

Литература

 

1.                Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов // М: Просвещение. – 2011.

2.                Данилюк А.Я., Кондакова А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.

3.                Отчёт о выездной экскурсии в рамках проекта «Единая промышленная карта» и «Урал для школы» / URL:http://xn--80aiscbbuk0a9cvb5b.xn--p1ai/3943/ (дата обращения: 25.10.2019).

4.                Потаева, Г.Р. Инновации в экскурсионном (познавательном) туризме [Текст] / Г.Р. Потаева // Сб. метод. рекомендаци. – Минск: Белорусский гос. ун-т, 2007. – С. 265–307. 5. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. Пед

 

 

 

Голосование